Представители турбизнеса, а также ведущие эксперты профессиональных общественных объединений на постоянной основе принимают активное участие в разработке и формировании предложений по изменению действующего законодательства, направленных на совершенствование деятельности турбизнеса.
В связи с внесением законопроекта № 918087-8, предлагающего изменения в определение понятия «туристский продукт» Федерального закона № 132-ФЗ, а также поправок к законопроекту № 587614-8 сообщаем, что указанные инициативы ранее неоднократно рассматривались турсообществом, в том числе на площадках Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», Национального Союза Профессионалов Туриндустрии, Альянса туристических агентств, а также других общественных объединений турбизнеса, включая региональные, где, с учетом негативных последствий для бизнеса, снижения уровня защищенности потребителя и значительного повышения стоимости турпродукта, получили отрицательное заключение.
Многократное изменение подходов к определению базовых понятий туристской деятельности не способствует обеспечению правовой определенности и предсказуемости регулирования. Подобная практика не учитывает сложившиеся тенденции, накопленный опыт и устоявшиеся подходы профессионального сообщества, что негативно сказывается на стабильности правового регулирования отрасли.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
На сегодняшний день, предлагаются следующие изменения понятия туристского продукта: «Туристский продукт – комплекс услуг, предоставляемых за общую цену (независимо от набора услуг, включаемых в общую цену) по договору о реализации туристского продукта, формируемый туроператором с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом».
В дополненной статье 9.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривается раздельное толкование понятия «туристский продукт» применительно к выездному и внутреннему, въездному туризму (далее - Проект Закона, Законопроект).
Представители туроператорского сообщества не поддерживают указанного разделения и настаивают на необходимости сохранения действующей редакции понятия «туристский продукт» в Федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», о чем в очередной раз было заявлено 21.05.2025г. в рамках расширенного заседания Наблюдательного Совета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» при участии представителей профессиональных общественных объединений.
Более того, внесение изменений через поправки радикально меняет концепцию отраслевого закона, т.к. предлагаемое определение основополагающего, базового понятия в туристской индустрии является абсолютно недопустимым. Настаивая на доработке проекта с учетом мнения участников рынка, турсообщество предлагает сосредоточиться на совершенствовании регулирования перевозки, а не на изменении понятия «туристского продукта» в целом.
Совместное заключение, с указанием основных проблем и возможных последствий принятия данного законопроекта: Заключение на законопроект № 918087-8 и поправку № 587614-8
Заключение направлено в адрес Министерства экономического развития РФ, Правительства РФ и Комитета Государственной Думы РФ по туризму и туристической инфраструктуры.