21 мая 2025 года состоялось внеочередное расширенное заседание Наблюдательного Совета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».
Главным пунктом рабочей повестки стало обсуждение поправок к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ, в частности, радикальные изменения в определение понятия «туристский продукт», предложенные в рамках законопроекта № 918087-8.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
На сегодняшний день, предлагаются следующие изменения понятия туристского продукта: «Туристский продукт – комплекс услуг, предоставляемых за общую цену (независимо от набора услуг, включаемых в общую цену) по договору о реализации туристского продукта, формируемый туроператором с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом». Кроме того, в дополненной статье 9.1 Федерального закона № 132-ФЗ предлагается дифференцированное толкование единого понятия «туристский продукт» применительно к выездному и внутреннему, въездному туризму.
«Изменение базового понятия «туристский продукт» — это не просто юридическая корректировка, а реальная угроза для всей отрасли. Мы рискуем столкнуться с разрушением сложившейся рыночной структуры, увеличением финансовых и административных обязательств для туроператоров. Туристическое сообщество настаивает на тщательной доработке законопроекта с учетом мнения профессионального сообщества», — заявил председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма, член Наблюдательного Совета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» Юрий Барзыкин.
Члены Наблюдательного Совета подробно обсудили риски, связанные с изменением определения «туристский продукт» — исключение перевозки из обязательного набора услуг для внутреннего и въездного туризма противоречит фундаментальным принципам туризма, связанным с перемещением путешественников. Как отметили эксперты, включение в состав турпродукта дополнительных услуг, таких как питание или трансфер, создает дублирование ответственности туроператоров, уже возложенной на непосредственных исполнителей. По мнению участников заседания, это приведет к необоснованному увеличению финансовых обязательств, включая необходимость предоставления дополнительного финансового обеспечения и внесения данных в государственную информационную систему «Электронная путевка», что связано с высокими затратами на сертификацию и программное обеспечение.
«Туроператорское сообщество единогласно выступает за сохранение действующей редакции понятия «туристский продукт» как комплекса услуг по перевозке и размещению. Текущая правовая база обеспечивает защиту прав потребителей через финансовое обеспечение туроператоров (страхование или банковские гарантии) и единообразие судебной практики, что способствует стабильности отрасли. Введение новых норм потребует масштабной переработки отраслевого и смежного законодательства, что создаст значительные юридические, административные и экономические риски», - пояснил Юрий Барзыкин.
Члены Наблюдательного Совета также подчеркнули, что многократное изменение подходов к определению базовых понятий туристской деятельности не способствует обеспечению правовой определенности и предсказуемости регулирования. Подобная практика не учитывает сложившиеся тенденции, накопленный опыт и устоявшиеся подходы профессионального сообщества, что негативно сказывается на стабильности правового регулирования отрасли.
По итогам заседания, члены Наблюдательного Совета заключили, что принятие законопроекта в предложенной редакции может привести к дестабилизации рынка и усилению административной нагрузки. Таким образом, Советом было принято решение поручить дирекции Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» направить заключение и предложения по данному вопросу в адрес Министерства экономического развития РФ, Правительства РФ и Комитет Государственной Думы РФ по туризму и туристической инфраструктуры, отражающие консолидированную позицию туристического рынка.
Заключение на законопроект № 918087-8 и поправку № 587614-8