ЗАЩИТА СРЕДСТВ ТУРОПЕРАТОРОВ. НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В поисках баланса: новые стандарты для банков

Сегодня активно идет обсуждение проектов Постановлений Правительства РФ, которые призваны установить новые стандарты для кредитных организаций, где размещаются средства резервного фонда и фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма. Фонды играют ключевую роль в обеспечении финансовой стабильности отрасли, защищая права туристов и минимизируя риски. Однако, как показало рабочее совещание 30 июля 2025 года под председательством директора департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития РФ Г.Р. Груши, новые инициативы требуют тщательной доработки, чтобы стать по-настоящему эффективными.

В ходе дискуссии участники рабочей группы проанализировали действующие нормы и сравнили их с предложениями проектов, выявив имеющиеся недочеты. Цель обсуждений — разработка прозрачной и устойчивой системы, обеспечивающей надежную защиту средств туроператоров, что, в свою очередь, гарантирует и безопасность интересов потребителей — туристов.

 

Крепкий фундамент: что уже работает?

Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» в своем заключении (прилагается) к проектам Постановлений отметила, что действующая система размещения средств фондов уже имеет прочный фундамент:

 

  • Надежный надзор: деятельность системообразующих кредитных организаций строго регулируется Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.
  • Четкие критерии отбора: установлены нормативные акты, определяющие требования к банкам, что обеспечивает единообразие подходов.
  • Прозрачность данных: Банк России регулярно публикует финансовые показатели кредитных организаций, что обеспечивает открытость информации.
  • Гибкость регулирования: существуют четкие правила на случай изменения критериев, применяемых к банкам.

 

Перечисленные элементы создают надежную основу, на которой можно строить дальнейшие улучшения. Однако новые проекты Постановлений выявили ряд моментов, которые требуют особого внимания.

 

Точки роста: что нужно доработать?

Эксперты и представители бизнеса выделили несколько аспектов, которые могут подорвать стабильность системы, если их не устранить. Среди ключевых недочетов:

 

  1. Неопределенность рейтинговой шкалы: Проекты не содержат методологии, по которой рейтинговые агентства присваивают кредитные рейтинги. Это создает риск субъективности и непрозрачности.
  2. Нерегулируемые изменения рейтингов: отсутствуют четкие сроки и процедуры для пересмотра рейтингов, а также план действий в случае, если банк теряет соответствие требованиям.
  3. Проблемы с переводом средств: не прописан порядок перевода средств фондов в другой банк, если текущий утратил необходимый рейтинг. Также не урегулированы вопросы согласования обязательств с условиями гражданско-правовых договоров банковского счета и депозита.
  4. Конфликт приоритетов: если банк не соответствует рейтинговым требованиям, но отвечает другим критериям, неясно, какими нормами руководствоваться при выборе кредитной организации.
  5. Ответственность за рейтинги: не определены субъекты, которые несут ответственность за достоверность рейтингов, и порядок их привлечения к ответственности.
  6. Отсутствие ссылок на действующие нормативные акты: Проекты не ссылаются на действующие законы, что может привести к правовой неопределенности.

 

Эксперты уверены: доработка указанных моментов – ключ к тому, чтобы отрасль не только не потеряла, но и продолжила уверенно развиваться.

 

Итоги рабочего совещания и дальнейшие шаги

Итоги рабочей группы 30 июля 2025 года показали, что для решения выявленных проблем необходимы дополнительные консультации. Участники предложили провести встречу с представителями Центрального банка РФ, чтобы обсудить методологию кредитных рейтингов и их применение. Кроме того, представители туроператорского сообщества в особом мнении выдвинули предложение о внесении изменений в статьи 11.3 и 11.6 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающие возможность установления Правительством РФ дополнительных требований к банкам с учетом отраслевой принадлежности.

Вчера, 31 июля 2025 года, состоялось голосование, в ходе которого участники рабочей группы в очередной раз подтвердили свою позицию по внесению изменений в отраслевой закон в статьи 11.3 и 11.6. Документы и особое мнение группы согласованы. Экспертное сообщество также подчеркнуло, что позиция туроператоров, чьи средства размещаются в банках и для которых приоритетна надежность, должна быть ключевой, в том числе и потому, что их финансы предназначены для защиты потребителя.

 

Значимость диалога с экспертным сообществом

Туристическая отрасль — это динамичная структура, где успех зависит от слаженного взаимодействия регуляторов, бизнеса и экспертов. Представители турсообщества подчеркивают, что только постоянный диалог позволяет выработать сбалансированные решения, которые минимизируют риски и создают условия для устойчивого развития. Новые стандарты должны не только защищать средства фондов, но и укреплять доверие туристов, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на глобальном рынке. Обсуждение новых стандартов для кредитных организаций — это не просто технический вопрос. К сожалению, в представленном виде проект Постановления, по единодушному мнению рынка, снижает должный уровень защищенности финансовых средств туроператоров. Дальнейшая целенаправленная работа в рамках особого мнения, а также оперативное получение ответов на обозначенные вопросы в краткосрочной перспективе позволят выработать сбалансированные решения, направленные на укрепление финансовой безопасности бизнеса и, как следствие, надежной защиты интересов туристов.