Уважаемые коллеги!
В своем письме № Д08и-37764 от 20.11.2025г Департамент реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития России в связи с поступившим коллективным обращением туроператоров Забайкальского края о возможном незаконном осуществлении туроператорской деятельности иными организациями, информирует о следующем:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон № 132-ФЗ):
В случае предоставления туристу услуг, в совокупности составляющих туристский продукт, включая предоставление экскурсионных услуг, трансфера до и от гостиницы или иного средства размещения с одновременным размещением туриста в месте временного пребывания и его перевозкой в место временного пребывания, из него и (или) по маршруту в течение периода, превышающего 24 часа, соответствующая деятельность относится к деятельности туроператора как реализация туристского продукта. Соответствующая деятельность содержит признаки туроператорской и требует наличия у данной организации финансового обеспечения ответственности туроператора и наличия сведений об этой организации в едином федеральном реестре туроператоров (далее – ЕФРТ).
В случае, когда туристу предоставляются услуги, составляющие в комплексе туристский продукт (перевозка и размещение в средстве размещения) одним и тем же лицом, но по разным договорам, то такие действия рассматриваются Минэкономразвития России как сознательное уклонение такого лица от исполнения обязательных требований, установленных Законом № 132-ФЗ в отношении туроператоров и туроператорской деятельности.
В соответствии с ч. 8 ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕФРТ запрещается. Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕФРТ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 14.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Введение с 15 сентября 2025 года в Китае пробного безвизового режима в отношении граждан Российской Федерации и соответственно приостановление необходимости соблюдения российскими туристическими организациями процедуры оформления списков российских туристов, выезжающих в Китай, установленной Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года (далее – Соглашение), и правилами пересечения государственной границы Российской Федерации безвизовыми туристическими группами, закрепленных Основами механизма реализации Соглашения в пунктах пропуска через государственную границу от 8 ноября 2013 года, не освобождает физических и юридических лиц, участвующих в организации туристической поездки в КНР, от обязанности соблюдения на территории Российской Федерации национального законодательства в сфере туризма.
Кроме того, согласно Протоколу о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма от 3 ноября 1993 года (11 октября 2011 года) стороны согласились о взаимном обязательном требовании к туристам оформлять медицинскую страховку на период совершения поездки. Это в полной мере относится и к туристическим организациям, оказывающим услуги в сфере международного выездного туризма в КНР по договору о реализации туристического продукта.
Учитывая изложенное, напоминаем о необходимости неукоснительного исполнения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере туризма.