«ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ» НА ПЕРЕПУТЬЕ: СПОРНЫЕ ПОПРАВКИ РИСКУЮТ РАЗРУШИТЬ ОТРАСЛЬ

Туристическая индустрия России стоит на пороге радикальных изменений – в фокусе обсуждения – изменение понятия «туристский продукт», закрепленного в Федеральном отраслевом законе № 132-ФЗ. Законопроект № 918087-8 и поправки к нему № 587614-8 вызвали бурю негодования в профессиональном сообществе. В данной статье анализируются предлагаемые нововведения, их потенциальные последствия для отрасли и ключевые опасения участников рынка.

 

ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕАЛИИ: КАК СЕГОДНЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ «ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ»

Согласно действующему Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Туристский продукт — «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».

Данное определение десятилетиями обеспечивало правовую стабильность, закрепляя перевозку и размещение как основополагающие элементы туристского продукта для выездного, въездного и внутреннего туризма.

 

РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ХАОС? ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Законопроект № 918087-8 и поправки к законопроекту № 587614-8 предлагают новое определение: Туристский продукт – «комплекс услуг, предоставляемых за общую цену (независимо от набора услуг, включаемых в общую цену) по договору о реализации туристского продукта, формируемый туроператором с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом».

Поправки также вводят разделение понятия турпродукта для выездного и внутреннего/въездного туризма в дополненной статье 9.1 Федерального закона № 132-ФЗ. Изменение исключает обязательное включение перевозки для внутреннего и въездного туризма, допуская включение любых услуг в состав продукта.

 

 

ГРОМКИЕ ПРОТЕСТЫ ОТРАСЛИ: ПОЧЕМУ ТУРБИЗНЕС ПРОТИВ?

Представители турбизнеса ранее неоднократно рассматривали вопрос изменения подходов к определению базовых понятий на площадках Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», Национального Союза Профессионалов Туриндустрии, Альянса туристических агентств, а также других общественных объединений турбизнеса, включая региональные, отмечая негативные последствия для бизнеса, снижение уровня защищенности потребителя и значительное повышение стоимости турпродукта:

  1. Туризм под ударом: исключение перевозки
    Удаление перевозки из обязательных компонентов для внутреннего и въездного туризма противоречит определению туризма как "временных выездов (путешествий)". Это угрожает разрушить фундаментальную основу туристского продукта.
  2. Финансовая ловушка для туроператоров
    Расширение состава туристского продукта (например, включение питания или трансферов) приведет к увеличению финансовых обязательств, включая страхование или банковские гарантии, затратам на сертификацию рабочих мест и программного обеспечения для информационной системы "Электронная путевка», а также росту стоимости услуг, что ударит по карману потребителей.
  3. Крах турагентств: угроза малому бизнесу
    Около 30 000 турагентств, работающих как индивидуальные предприниматели, могут быть вынуждены перерегистрироваться как юридические лица для получения статуса туроператора, а следовательно, увеличит расходы малого бизнеса, особенно в регионах, а также может привести к исчезновению турагентств как рыночного сегмента, способствуя росту теневой экономики.
  4. Дискриминация участников рынка
    Любое средство размещения (например, гостиницы с трансфером) может быть классифицировано как туроператор, что обяжет их соблюдать строгие регуляторные требования. Это создаст ненужные обременения для бизнеса, не связанного с туроператорской деятельностью.
  5. Правовая анархия: угроза стабильности
    Частые изменения в определении туристского продукта подрывают правовую определенность. Текущее определение обеспечивает единообразие в договорах и судебной практике. Его пересмотр потребует переработки множества нормативных актов, что увеличит юридические и экономические риски.
  6. Риск для потребителей: снижение защиты
    Действующее определение гарантирует финансовую ответственность туроператоров за перевозку и размещение. Расширение перечня услуг может ослабить эти гарантии, оставляя туристов уязвимыми при сбоях в предоставлении дополнительных услуг.

 

ГОЛОС ОТРАСЛИ: ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Туристическое сообщество настаивает на сохранении текущего определения туристского продукта с уточнением регулирования перевозки:

  • Ни в коем случае не изменять основное понятие туристского продукта, чтобы сохранить правовую стабильность и устоявшиеся рыночные практики.
  • Разрешить туроператорам определять вид перевозки (например, от места жительства до пункта назначения или только до места размещения).
  • Сосредоточить усилия на совершенствовании регулирования перевозки, а не на радикальном изменении понятия туристского продукта.
  • Учитывать устоявшиеся рыночные практики, чтобы избежать негативных последствий.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ: РЕФОРМА ИЛИ УГРОЗА РЫНКУ?

Предлагаемые изменения в определение «туристского продукта» в Федеральном законе № 132-ФЗ вызвали шквал критики со стороны туристической отрасли. Несмотря на возможную цель модернизации законодательства, поправки рискуют дестабилизировать рынок, увеличить затраты и ослабить защиту потребителей. Туристическое сообщество призывает к тщательной доработке предложений, сохранению текущего определения и сосредоточению на целевых улучшениях, таких как регулирование перевозки, для обеспечения роста и стабильности отрасли.