СОВЕТЫ ЮРИСТА

ВОЗВРАТ СРЕДСТВ ИЛИ ШТРАФ ЗА ОТМЕНУ БРОНИ В ОТЕЛЕ? 

В связи с «возвращением» Турции в число курортов для россиян, некоторые туристы задумались о том чтобы аннулировать забронированные отели в Сочи и Крыму, и приобрести путевки в Турцию. Однако российские отели не собираются нести убытки, и в случае отмены бронирования выставляют штрафы вплоть до последнего дня забронированного пребывания.

Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» совместно с Юридическим агентством «Персона Грата» дает разъяснения по вопросам, связанным со штрафами и возвратом средств за отмену брони в гостиницах:

Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 №1085, в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя, с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки.

Кроме того, в соответствии с указанными Правилами, а также в соответствии со ст.782 Гражданского кодекса РФ, ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

При этом в соответствии с разъяснениями, изложенными в п.4 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 г. № 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», потребитель имеет право запросить информацию о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах конкретного лица – стороны расторгнутого договора. Непредставление такой информации, равно как представление недостоверной и (или) необоснованной информации означает нарушение соответствующих прав потребителя и возможность наступления имущественной ответственности.

Также в Письме Роспотребнадзора «О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (№01/37-16-29 от 11.01.2016) указано, что вопрос о фактически понесенных расходах исполнителя, которые должен возместить потребитель в силу п.1 ст.782 Гражданского кодекса РФ, ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.32 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, и которые, в любом случае, должны быть обоснованы, будет разрешаться индивидуально, поскольку размер таких расходов зависит от стадии исполнения соответствующего обязательства, на которой потребитель воспользовался своим правом, и условий оплаты гостиничных услуг, определенных в договоре.

Таким образом, условие отелей о заранее установленных (или фактических) штрафах, например, более чем за сутки является неправомерным и нарушающим права потребителей. При такой позиции отеля потребителю рекомендуется составить заявление о возврате уплаченных денежных средств и в случае неудовлетворения его требований в добровольном порядке, написать жалобу в органы Роспотребнадзора и обратиться в суд за возмещением понесенных убытков.

Уважаемые коллеги! Напоминаем вам, что, еженедельно, по средам, Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» совместно с юристами ЮА «Персона Грата» дают комментарии по вопросам, вызывающим наибольший интерес у специалистов турбизнеса. Свои вопросы присылайте по адресу urist@travelexpert.ru или travelexpert@list.ru