Эксперты туриндустрии не поддерживают изменения в отраслевой закон

В связи с внесением для рассмотрения в первом чтении законопроекта № 503213-7 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ), Правового комитета Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», Российской гостиничной ассоциации (РГА), представители крупнейших туроператоров в сфере выездного туризма - «Библио Глобус», «Coral Travel», «ANEX Tour», «TUI», и другие дали свои заключения по вышеуказанному законопроекту, которые направлены в Правительство РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственную думу РФ.

 

  • Предлагаемые механизмы с предоставлением документов, подтверждающих непосредственную оплату туроператором гостиницы или иного средства размещения, не позднее 24 часов с момента передачи туроператору туристом или иным заказчиком денежных средств на практике нереализуемы по целому ряду причин.
  • Туроператорская деятельность по организации исполнения туристского продукта подчиняется контрактам с иностранными поставщиками услуг, при этом формы сотрудничества с иностранными компаниями многообразны и предусматривают различные способы оплаты бронирований, в том числе по факту проживания туриста в отеле, посредством внесения депозитов, фьючерсов, комитментов и прочих виды специальных сделок, так как для формирования продукта используется широкий спектр технологических цепочек действий и сделок.
  • Оплата услуг привлеченных туроператором соисполнителей осуществляется не только в средства проживания, но и в принимающие компании, которые взаимодействую с собственными поставщиками - управляющими компаниями холдингов отелей, системами бронирований, консолидаторам бронирований и прочим видам субъектов, которые занимаются организацией бронирования средств проживания. Необходимо учитывать практическую невозможность для туроператора в системном режиме предоставлять каждому потребителю доказательства оплаты гостиницы, так как потребуются документы третьих лиц, которые не обязаны их представлять в силу местных законов или условий контрактов.
  • Договора, заключаются с иностранными принципалами и обязаны соответствовать не только российскому законодательству, но и международным нормам.
  • Поставщики (отели) часто устанавливают жесткие условия сотрудничества. Например: оплата установленного минимума продаж (количества номеров) до начала сезона, что не дает возможность туроператору представить документ об оплате проживания на конкретного туриста.
  • Туроператор для доказывания факта оплаты перед потребителем, должен будет предъявить контракты, сводные инвойсы, заявления на валютные переводы, которые относятся не к конкретному субъекту (туристу), а ко всем потребителям услуг туроператора в определенном временном интервале, что невозможно в силу необходимости защиты персональных данных и положений о конфиденциальности.
  • Текущий отраслевой закон содержит информацию о тех документах, которые выдает туроператор потребителю (ваучер, авиабилет, страховка) и данный комплект документов является достаточным подтверждением обязанности туроператора и его контрагентов исполнить туристский продукт.
  • Документом, подтверждающим оплату услуг, на сегодняшний день, может являться платежное поручение, заверенное печатью банка, проводившего трансакцию. В законе и так указана возможность подтверждать оплату услуг ваучером, который как раз и является документом для подтверждения права клиента воспользоваться оплаченной услугой. Предоставлять же клиенту платежное поручение на сумму трансакций оператора гостинице невозможно, и не защищает клиента, т.к. суммы обезличены.
  • Срок «в течение 24 часов» представляется нереализуемым еще и потому, что разница во времени между регионами даже нашей страны, а тем более мира, не позволят забронировать, получить подтверждение, произвести оплату, получить подтверждение оплаты даже для одного туриста.
  • Пояснительная записка, приложенная к проекту, и приведенные в ней примеры не могут обосновывать целей законопроекта, так как отсутствует информация о наличии неудовлетворенных претензий потребителей и не возможности получения удовлетворения ими в судебном порядке или в порядке обращения к страховой компании, предоставившей финансовое обеспечение туроператору.
  • Приведенные примеры в отношении ряда туроператоров не могут быть отнесены к проблемным вопроса в принципе, так как прекращение туроператорской деятельности в сфере выездного туризма происходило в связи с перепрофилированием компаний на внутренний и въездной туризм или по иным причинам, в том числе и без какого-либо ущерба для потребителей.
  • Наличие потребительских конфликтов свидетельствуют о неисполнении действующего законодательства и предлагаемые его изменения не защитит от его нарушения.
  • Предлагаемые законодательные поправки, в том числе и по штрафным санкциям в отношении туроператоров, внесены без достаточной проработки с профессиональным сообществом, являются необоснованным сдерживающим фактором для их деятельности и в то же время не позволяют достичь главной цели вносимых поправок - защита туриста от недобросовестных участников рынка туристических услуг.

 

Ранее отрицательные заключения по данному законопроекту дали Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма и Комиссия РСПП по туристской  индустрии (С.П. Шпилько).

Данное обращение направлено за подписями Вице-президента РСТ, Председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина и Вице-президента РСТ, Директора Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» Александра Осауленко.